Пресвитер
Слово «пресвитер» употребляется в новом завете 66 раз. Но оно переведено на русский язык в разных местах по-разному. Прямой перевод слова пресвитер на русский язык
Старец, старейшина, почтенный, уважаемый, значительный
Мы знаем, что старцы, почтенные люди в городах, сидели у ворот и принимали решения, как политические, так и судебные. Своего рода власть в сегодняшнем понимании. Ворота были входом и выходом из города.
Старейшина
Старость уважалась во все времена. Человек, доживший до седины, считался благословенным Богом. В истории Израиля старейшинам родов принадлежало право принимать решения. Их избирали на руководящие должности, использовали в качестве послов. Если для них сложно было принимать решения, то тогда вопрос перенаправлялся судьям и священникам (Втор13.8).
Практика служения и начальствования в народе старейшин была во все времена Израиля, и мы видим ее так же в новом завете. Для нас важно понять, что старейшина был человек в возрасте и обладающий определенными качествами. Старейшины получали власть принимать решения и разбирать определенные проблемы. Теперь обратимся к новому завету.
Пресвитер, старейшина в новом завете
Если в ветхом завете старейшиной признавали человека, умудренного годами и опытом, мудростью, то в новом завете мы видим новый способ. Дух Святой ставит людей на это служение.
Что это может означать? Когда мы говорили с вами о пятигранном служении в Церкви, то обращали внимание на то, что там тоже написано – «Он поставил в Церкви Апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей». И мы не встречали в Библии описания того, как это происходит(кроме апостолов). Люди принимали верой то, что им открывал Господь и начинали служить так, как было открыто.
Служение пресвитера
Если по отношению к пятигранному служению нет четких правил, кого и на какое служение ставить, то в отношении к пресвитерам появляется очень точное указание. Причем не в одном месте, а в нескольких. Есть масса моментов в собраниях, которые мы делаем (порядок ведения, прославление, проповедь, молодежное служение…), но оные не определены так ясно в Писании. И, по моему мнению, это связано с тем, что пресвитер служил конкретным людям, и на нем лежит ответственность за людей, и люди доверяют ему.
Избрание пресвитера
Итак, изначально должно быть откровение от Духа Святого о том, что тот или иной человек избран для этого служения, служения старейшины в церкви.
Далее следуют условия, которые исходят из жизни этого человека. Мы понимаем, что Дух Святой не является насильником. Человек может быть избран на это служение, но имеет полное право не исполнять то, что ему вверено. Таковых притч много в новом завете. И о неверном управителе, и о негодном рабе, и о талантах. Жизнь человека, его поступки, его слова, его семья должны показать Божье избрание. Я намеренно буду пропускать ещё одно слово – епископ – чтобы позже уделить ему больше внимания.
Рукоположение пресвитера
Итак, мы видим, что подобные качества пресвитера должны быть видимы всем. Это очень важно. Сегодняшняя практика назначения служителей в церкви (почему-то пасторов) показывает, что ставятся люди порой со стороны, которых собрание не знает. Ставятся те, кто прошли определенные курсы и имеют корочку. Или просто муж или жена служителя автоматически становится служителем. В одной из деноминаций вообще в правило работает, чтобы каждые три года менять пастора.
Я не хочу рассматривать или вникать в подобные практики. Наша задача – увидеть как Слово говорит. А уж быть послушными Писанию или человеческим традициям – выбор каждого человека.
Кто рукополагает?
Писание показывает нам Павла, и того, на кого он возложил эту обязанность – Тита. Также он пишет об этом Тимофею. Павел нес служение апостола. О Тимофее тоже говорится, как об апостоле. Тит выполнял различные поручения Павла, связанные с пожертвованием и опекой церквей. Ещё в книге Деяний говориться о том, что Павел с Варнавой, апостолы, рукополагали пресвитеров.
Итак, рукополагать пресвитеров, соответствующих определенным критериям могли Апостолы и те люди, которых они ставили как смотрителями за церквями.
Как происходит рукоположение?
Повторюсь. Сначала люди получают откровение об избрании Духом Святым какого-либо человека. Затем он проверяется на основании тех критериев, что описаны в Слове. Затем ответственные братья или брат совершают рукоположение с постом и молитвою, которые присутствуют и во время рукоположения Апостолов.
Начальствующие пресвитера
Я сделал перевод с греческого. Он немного отличается от того, что написано в синодальном.
Те пресвитеры, старейшины, которые превосходно, успешно, честно управляют, заботятся двойной, удвоенной чести, стоимости, почета, попечения пусть считаются соответствующими, заслуживающими. Особенно те, кто трудится в Слове и учении.
То есть, смысл НЕ В ТОМ, что есть пресвитера, а есть начальствующие пресвитера. Смысл этого текста в том, чтобы церковь служила с удвоенной силой и средствами тем пресвитерам, которые честно и успешно трудятся. Особенно тем, кто трудится в Слове и учении. И пример из ветхого завета о волах очень показателен. Ведь никто и никогда не оставит голодным вола, который очень хорошо трудится.
Обвинение на пресвитера
Достаточно распространено сегодня в собраниях осуждать служителей. Причем как своих, так и чужих. Мы видим, что Слово говорит нам, что старший служитель, коим являлся Тимофей, имел право принимать обвинения на пресвитеров при условии наличия двух свидетелей. Если придет один человек и будет что-то рассказывать о пресвитере – Слово очень ясно говорит – не принимай (прямой перевод с греческого). Это может нам показать, что и санкции по отношению к согрешившему пресвитеру могут выносить только старшие служителя.
Ещё раз обратите внимание. Церковь видит в человеке служителя, избранного от Бога, имеет откровение об этом. Значит, поведение человека соответствует Божьим стандартам. И когда кому-то одному что-то не нравится – это не повод даже слушать его. И я подчеркну. Обвинение должны приносить СВИДЕТЕЛИ. То есть не просто мы думаем или считаем, что тот человек плохой. Нет. Должно быть доказательство, свидетелем которого является, по меньшей мере, два человека.
Власть пресвитера в Церкви
Очень важный вопрос. Господь поставил Своей целью создать Церковь, Тело, Невесту. В ней Он поставил людей, облеченных властью. Дал им название и показал, что и как они должны делать. Если мы имеем дерзость исправлять Господа – это наше решение, которое будет подвержено суду. Лично я не хочу ничего исправлять и принимать те определения и установления, что придуманы людьми.
Мы видим, что в Церкви возникла проблема с учением. И для рассмотрения сего дела собрались апостолы и пресвитера. Несколько раз нам Слово называет эти две категории людей. Стоит задуматься. Очень часто этот собор называют первым апостольским. Но если быть справедливым – он был ещё и пресвитерским.
Распределение пожертвований
Здесь мы видим пресвитеров, как тех, кто получал пожертвование для церкви. Распределение материальных ценностей – это уже другой вопрос. Для нас важно увидеть, что именно пресвитера были теми, кто получал от имени церкви.
Пресвитера возлагают руки
Исцелять больных в церкви – одна из обязанностей пресвитера. Некоторые предания говорят, что на служение пресвитера не принимались люди, которые не могли исцелять. Это качество ставилось наравне с теми условиями, что описаны у Тита и Тимофея. Не буду спорить об этом, потому что это просто рассказы. Но могу допустить подобное, потому что в послании Иакова стоит очень ясное указание для больных верующих, и очень ясно описан плод молитвы пресвитера с помазанием елеем. Я не вижу там и намека на то, что исцеления быть не могло.
Второе место я привел потому, что снова слово пресвитер, старейшина переведено как «священство». В принципе оно так и есть. Но для лучшего понимания важно увидеть, что совет пресвитеров возлагал руки на тех, кто получал дары от Бога, руководствуясь пророчеством, откровением.
Пресвитер Петр и Иоанн
Здесь слово, переведенное как пастырь – это наше слово пресвитер. Петр называет себя сопресвитером. И говорит о самом важном в служении пресвитера – пасти Божье стадо. Причем показывает то, что является для многих служителей сегодня красной карточкой – НЕ ГОСПОДСТВОВАТЬ над наследием, но подавать пример богобоязненной жизни и послушанию Слову, потому что имеют над собой Начальника пастырей.
Далее Петр говорит, чтобы младшие повиновались пресвитерам. И дело как раз в том, что эти пресвитера поставлены Богом в церкви, по Его прямому указанию. И ПОЭТОМУ люди должны им повиноваться, принимая решение повиноваться Богу.
Старец – это тоже наше слово пресвитер. Сам Иоанн называет себя пресвитером. И как пресвитер обращается к некоторым верующим. Это очень показательно. Забота об отдельно взятых людях – это призвание.
То есть мы видим людей, которых Бог избрал как Апостолов, но они в церкви имели служение пресвитеров, старейшин. Очень возможно, что наравне с апостольством они имели и служение пастыря, из которого вытекает служение пресвитера. Потому что пресвитерам сказано пасти. А пасут пастыри.
Как вывод
К сожалению, сегодня многие собрания уходят от библейской формы служения, управления. Появляются новые служения (лидер, миссионер), появляются новые правила и требования для служителей. Как я говорил в начале – каждый сам ответит перед Богом за свое отношению к Слову. За то, как вы исповедуете Его Слово. Как учите.
Очень просто неверно интерпретировать слова другого человека. Но мы касаемся Слова. Ученики СДЕЛАЛИ ВЫВОД НА ОСНОВАНИИ СЛОВ Христа. Но мы видим исправление – Иисус НЕ ГОВОРИЛ того, что утверждали ученики.