Анафема.
Это слово, как и слово отлучение, пастырь… не всегда используется по назначению. Или точнее – анафеме, как и другим словам, приписали другое значение. Анафема превратилась в наказание, которое возлагалось на людей, не согласных с учением церковной организации. Появилась анафема «большая» и «малая»…
Я предлагаю разобраться в этом вопросе, НЕ ОТТАЛКИВАЯСЬ от сегодняшних толкований, исторически появившихся, традиционных. Не пытаясь их опровергнуть. Иисус призывал познавать Слово, истину, которая сделает нас свободными.
Суть анафемы
Давайте посмотрим те места Писания, где используется слово «анафема».
Анафема (греч) – приношение по обету, заклятое (для Бога), проклятие, отлучение
Хотя значение проклятие и отлучение – это уже толкования новозаветных учителей. Сложно разобраться в истинном значение этого слова, так как все словари пытаются дать НЕ ПЕРЕВОД этого слова, не то, как его использовали в то время, а преподносят толкование, исходя из церковной истории.
Но мы пойдем другим путем. Исходя из того, как это слово употребляется в новом завете, сделаем некоторые выводы.
Приношение
Значение этого слова в том, чтобы что-то отделить. Причем для Бога. Это касается как материальных вещей, так и поста, о чем поговорим ниже. Подразумевается ПОТЕРЯ, отдача чего-то ради Бога. Другими словами, это не просто жертва, не просто пожертвование.
Павел использует это слово, чтобы показать свою решимость пожертвовать собой ради своих единоплеменников. Жертву вы можете отдать из чего-то своего. ПРИНОШЕНИЕ, АНАФЕМУ вы отрываете от того, что вам даровано Богом. Вы отдаете Богу. Оно Ему уже принадлежит.
Заклятие
Следующее использование слова анафема переведено как «заклятие». И снова мы видим возможность пожертвовать тем, что даровано Богом (жизни человеческой) ради какого-то действия. Эта жертва не продиктована Божьей волей, но человек принимает решение отдать свою жизнь.
В ветхом завете есть пример, когда Иеффай пообещал Богу то, что выйдет из его ворот. И принес в жертву свою дочь. Бог не требовал этого. Мало того – это противно Богу. В этих случаях люди могли лишиться жизни, того что им Бог дал. Не просто 1000 долларов или пары дней поста.
Они ЗАКЛЯЛИСЬ не есть и не пить, пока не убьют Павла. Из истории мы знаем, что Павла они не убили. Исполнение этого заклятия должно было стоить им голодной смерти. Но, видимо, это слово уже не имело того значения, которое должно было иметь.
Раньше заклятым назывались идолы, народы, которые должны были принять Божий суд. Так же это имело отношение и к животным, и одежде. Уничтожая заклятое, люди провозглашали Божий суд. Оставляя заклятое, как Саул – они противились Богу.
Да будет анафема
Кто не любит Господа Иисуса Христа, (да будет ) анафема, маранафа. (1Кор.16:22)
Давайте посмотрим внимательно. Здесь нет тех слов и выражений, которые сегодня используются – «предать анафеме», «объявить кому-то анафему». Итак.
Кто не любит Христа – да будет анафема, пусть осуществиться, явится, произойдет анафема.
Очень важно – выражение «да будет» – это своего рода пророчество в жизнь верующего человека. То есть это не сиюминутное действие. Но пророческое слово на будущее. Дальше мы увидим это в других примерах.
Это слово пишется Церкви. Никакого отношения к неверующим это не имеет. Также нет здесь НИКАКИХ деноминационных принадлежностей, любви к организациям и объединениям, их учениям. Что значит любить Христа?
В новом завете нет намека на проявление человеческих чувств. Поэтому разговор о любви – это разговор о действиях Бога внутри нас. Если рассматривать слово «анафема», как отделение чего-то Божьего от вас к Богу, то заметим то, что неоднократно пишется в Слове. Бог даровал нам спасение во Христе. Любовь к Богу – соблюдение Его Слова, почтение к сыну, к Его Крови и жертве. Если вы НЕ ХОТИТЕ исполнять Его Слово – вы потеряете спасение. Анафема. Провозглашение будущего для верующего человека без спасения.
Вы теряете жертву за грех. Используйте слово «анафема». Отделение Божьего спасения, жертвы от вас и предание вас на страшное наказание Божье.
Благовествовать не то, что вначале
Если ты изменяешь благую весть, Слово Божье – ты являешься соблазном для тех, кто идет за тобой. Этим занимаются лжеучителя. И делают они это для собственной корысти. У них ОТНИМЕТСЯ участие в спасении. И снова слово «анафема». Отделение Божьего обратно к Богу. И снова – «да будет» – провозглашение суда, пророческое слово.
Не скажет «анафема Иисус»
Если использовать слово «анафема», как заклятое, отделение, приношение, то получится такое значение. Никто Духом Божьим не скажет, что Иисус отделен от Бога, что Иисус не Божий, что Он заклятое.
Отлучение
И как противовес, можно рассмотреть слово «отлучение», которое не имеет ничего общего со словом «анафема». В следующем примере мы видим чисто человеческое действие от соединения человека от общества ему подобных за то, что тот не делает того, что сказали старшие начальники.
Предать анафеме
Ещё раз хочу обратить ваше внимание, что НИГДЕ в Слове не говорится о том, чтобы ПРЕДАВАТЬ АНАФЕМЕ кого-то сейчас. Это слово показывает пророчески то, что будет с человеком вследствие его действий. Благодать сейчас дает право каждому покаяться и примириться с Богом. Но только не тем, кто ОТРЕКАЕТСЯ от Бога, кто не принимает любовь истины для своего спасения. Суд для них готов. Анафема.
Заключение
И снова я хочу ободрить тех, кто ищет истину, ищет Бога, но спотыкается на людях, особенно на религиозных людях, сегодняшних лидерах. Я ни в коем случае не хочу унизить служение пресвитеров в Церкви, начальствующих пресвитеров и епископов. Тех людей, которые должны пасти, блюсти и созидать Тело Христа. Им дана и власть и мудрость от Бога для того, что бы мы все соединялись в любви в ОДНО ТЕЛО, под ОДНОЙ ГЛАВОЙ. Мы должны им повиноваться и почитать их. Я о другом.
Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. (Гал.4:17)
Усердствуют, ревностно добиваются вас не хорошо, не красиво, не честно. Причем препятствуют, не допускают, изгоняют вас, желая, чтобы о них самих вы усердствовали, проявляли ревность, рвение.
Это такой расширенный перевод с греческого. Любящих первенствовать, лидерствовать всегда будет много. Истинные учителя будут ваш взор направлять не к самим себе, а ко Христу. Не бойтесь их «отлучений», «анафем» за то, что вы ревностны к Богу. Любите Бога.